Если долго мучаться - что-нибудь получится
народная мудрость


Днём, пока был на работе, вспомнил про несколько деталей, на которых как раз можно попрактиковаться. Отбортовка на рамные шпангоуты у меня нарезана лазером из листа, соответственно, куски по полтора метра в длину. Вот их-то я и сварю попарно. Длина отбортовок максимум 5800 (это ещё и с запасом), то есть сантиметров по десять на каждой половинке для тренировки есть. Неудачные швы буду отрезать примерно по сантиметру с каждой стороны, значит, попытки три на каждом стыке у меня будет. Металл толстый, 6 мм, вряд ли прожгу насквозь - тока можно поставить побольше, ампер 120, чтобы проварить уже конкретно. С работы возвращаюсь вечером, значит, солнца уже не будет - тоже плюс, не надо мешок на голову надевать. Шов слегка разделаю, только для того, чтобы видно было - основная разделка будет потом, с обратной стороны, до корня шва. Только нужно будет какую-нибудь приспособу изобрести, чтобы сварить прямо - от них всё же плоскостность шпангоутов зависит.

Прихожу, правда, на час позже, чем планировал. Ничего - как-никак самый длинный день в году, ещё светло. Сваривать в сумерках при свете прожектора не то чтобы намного сложнее, но во-первых комары, а во-вторых камера на телефоне не даёт возможности запечатлеть результат. Надо будет взять нормальный фотоаппарат. По дороге придумал, какую сделаю приспособу - привинчу на стол две пары прямых деталей от какого-нибудь из оставшихся шпангоутов, чтобы полоса проходила между ними. Место стыка таким образом получится между деталями, то есть ничего ценного не пострадает. Достаю первый комплект из четырёх полосок (на один шпангоут). Полосы оказываются ужасно кривыми, хорошо ещё, что в плоскости. Изгиб плавный и по всей длине, как у лука. Причём, похоже, ещё с завода, так как в пачку полосы сложены попарно изгибом в разные стороны. Надо бы ровнять кувалдой, но времени и так мало, просто прижму сверху на саморезах ещё парой деталей - как раз подошли детали фальшборта и та самая деталь временного набора фальшкиля, которой я прижимал детали шпангоутов на столе перед прихваткой. Вставляю две полосы, проверяю плоскость, прижимаю к столу деталями на саморезах и разделываю стык. Правда, разделал вроде бы глубже, чем планировал, ну да ладно, кашу маслом не испортишь (как сказал бригадир механизаторов, выливая отработку на пшеничное поле). Берусь за электрод и практически в одно касание провариваю весь стык. Теперь электрод веду медленнее, немного уже научился. Снимаю маску и вижу, что фанера под деталью прямо-таки пылает, а металл на сантиметр вокруг шва ещё красный. Вот это проварил так проварил! Тушу пламя и жду остывания шва, потом счищаю (да-да, именно счищаю, а не сбиваю!) шлак. Вот это да - получилось! Шов хороший, ровный, наверное, даже и не пористый. Переворачиваю полосы и разделываю корень шва. Странно - прорезать приходится чуть ли не на всю толщину детали - по меньшей мере миллиметра четыре, а то и все пять. Болгарка начинает как-то странно дёргаться в руках - такое ощущение, что напряжение прерывается. Провариваю разделанный шов просто по корню, не заполняя. Шов опять получается ровным, только чуть утопленным - ладно, зачищаю болгаркой и заполняю вторым проходом. После остывания сошлифовываю шов до уровня металла (с одной стороны это в любом случае придётся сделать). Пористости не видно, а вот очертания шва на фоне шлифованного металла всё же чуть заметны. Значит, подрез всё же был, хоть и небольшой. Потом покажу Саше, он решит, что с этим делать. Укладываю уже трёхметровую полосу рядом и устанавливаю в приспособление следующие две.



На этот раз перед первым проходом разделываю поглубже, чтобы потом опять не разделывать корень через всю деталь. Делаю первый проход, приподнимаю полосу и смотрю вдоль - как есть кривая! Причём отчётливо видно, что излом как раз в районе стыка. Что же, вот и пришло время проверить качество сварки. Разрезаю шов болгаркой примерно пополам - металл сплошной, без пористости и щелей. Ну, щелей-то там и не будет, пока с другой стороны не проварил, а вот остальное радует. Переворачиваю полосы другими концами и повторяю процедуру - установка, саморезы, разделка. Болгарка дёргается уже чаще. Что за напасть - с напряжением всё в порядке, сварка работает просто на ура. Умудрённый небольшим опытом, ставлю две прихватки, проверяю общую линию и уже потом провариваю. Может, их вообще просверлить и крепить к столу напрямую? Надо будет подумать над этим. Разделываю корень шва - в этом стыке получился небольшой зазор, поэтому хотя бы видно, где начинается шов. Снова прохожу шов в два прохода с промежуточной зачисткой болгаркой. На этот раз всё же ухитряюсь прожечь металл с краю - ток большой, поэтому металл просто стёк вниз и получилась выемка. Придётся заплавлять. Навариваю понемногу, каждый раз зачищая болгаркой. На третий раз болгарка дёргается и останавливается, теперь уже совсем. Из вентиляционного отверстия выползает тонкая струйка синего дыма. Ну всё, теперь точно приехали. На ощупь вроде бы не очень горячая, запаха горелых обмоток не ощущается, шпиндель не провернуть рукой. Возможно, что это всего лишь щётки. В принципе, гарантия на эту болгарку два года, но чек уже выцвел настолько, что прочитать что-то почти нереально. Ладно, завтра будет ей диагностика (хорошо если не вскрытие). Вынимаю вторую полосу и укладываю рядом с первой. Оказывается, что первая полоса сварена с изломом. Вот и ещё один шанс проверить качество сварки. А на сегодня всё - сушу вёсла.

Шпангоут ABCDEFGHI
Выкладка ++++++---
Сварка с одной стороны++++++---
Разделка ---------
Сварка с двух сторон ---------
Отбортовка xxx----xx
Готовность ---------



Design & Copyright by Xenos WIGHT, 2009 - 2012
Копирование материалов сайта без указания источника разрешается
исключительно пациентам психиатрических больниц закрытого типа
после предъявления соответствующей справки.
В любом другом случае ссылка на источник обязательна.