Пятироликовая машинка для правки


01.07.2012

Как я уже говорил, купленная полоса оказалась кривой в двух плоскостях, пожтому мне пришлось сделать трёхроликовую машинку для правки изгибов "саблей". Изгибы "лыжей" изначально планировал править руками-ногами-молотками, благо сталь достаточно мягкая и опыт такой правки уже был на деталях шпангоутов. На практике оказалось, что ровнять кусочек длиной в полметра совсем не одно и то же, что ровнять полосу длиной метров десять-двенадцать. Как сказал бы Годзилла Дюймовочке, "размер имеет значение"©. Скорость такой правки не лезет ни в какие рамки, поскольку чуть ли не после каждого удара молотком нужно ИДТИ поднимать полосу за край, чтобы посмотреть, хватит или нет. А свободного времени у меня не так и много. Пробовал также наступать ногой и ровнять, поднимая соседний участок вверх, но такой способ позволил только разбить одну большую неровность на несколько мелких. Стало ясно что без механизированной правки, увы, не получается обойтись и тут.

Нет, конечно, был вариант оставить так, как есть, поставив слегка кривые стрингеры, но во-первых хотелось сделать красиво, а во-вторых при этом могли возникнуть проблемы с последующей правкой уже установленных стрингеров, чтобы все три стрингера на каждом поясе были расположены в одну линию на любом сечении лодки. Была и ещё одна проблема - при гибке кривая полоса создаёт сильное боковое давление на прижимной ролик, отчего он смещается по оси и слезает с подшипника. Так что во всех смыслах лучше будет всё же придумать какую-никакую приспособу, чтобы сделать полосу прямой и ровной.

Не мудрствуя лукаво, решил использовать принцип работы листоправильных машин. Принцип такой же простой, как у трёхроликовых машин - полоса, проходя ряд роликов, несколько раз пластично изгибается в обе стороны, последний ролик на выходе регулируется до получения прямой полосы на выходе. Чем толще полоса, тем меньше для неё нужно роликов, так что я решил остановиться на пяти. Немаловажную роль тут сыграло и то, что металл нынче дорог, а ролики придётся делать достаточно большими.

Вместо дистанционных втулок, как в прошлой машинке, применил коробчатую конструкцию корпуса, собираемую в шип. Лазер даёт достаточно высокую точность, что даёт возможность обеспечить как расстояния между центрами роликов, так и расстояние между стенками. Ролики в этот раз, естественно, пришлось ставить на два подшипника, так как они намного шире, чем в первой машинке, а сами подшипники разместил в кольцах, зафиксированных от бокового смещения стенками при помощи выступающих буртиков. Чтобы избежать проскальзывания полосы, решил сделать как можно больше роликов ведущими, для чего радиус гиба в первых роликах пришлось сделать фиксированным. Передача вращения между роликами такая же, как и в первой машинке - шестернями, вырезанными на всё том же лазере. Единственный ролик, не имеющий привода, установлен на каретке. Шестерни закреплены на роликах сваркой, являясь неотъемлемой частью ролика. Всё остальное разбирается, в том числе каретка - сделано это для того, чтобы в дальнейшем использовать ролики, каретку и ведущий вал от этой машинки в другой коробке, превратив её таким образом в обычную трёхроликовую гибочную машинку, но уже для профильной трубы.

Некоторые проблемы возникли с кареткой - как сделать её одновременно жёсткой, разборной, унифицированной по роликам и в то же время обеспечить синхронное перемещение обоих концов прижимного ролика. Были варианты с двумя нажимными винтами, как в путных прокатных вальцах, потом решил сделать просто сделать каретку с большим отношением высоты к ширине, заплатив за это увеличением габаритов и веса машинки.


Логическим финалом первой части опупеи с машинкой стало то, что работать она отказалась напрочь, радиус гиба в первых роликах оказался настолько мал, что полоса просто отказалась в него лезть. Два ролика проходит, в третий утыкается, и без разницы, что все ролики ведущие. И радиус никак не отрегулировать, значит, в любом случае надо делать новую коробку. Нарисовались два варианта решения - либо оставить все ролики ведущими, а радиус гиба увеличить и снова сделать фиксированным, либо пожертвовать приводом на один из роликов, сделав оба радиуса гиба регулируемыми. Практически без размышлений решил пойти по второму варианту - далеко не факт, что новый фиксированный радиус гиба не окажется слишком мал или наоборот, слишком велик. Чтобы ещё больше сэкономить, унифицировал новую машинку с предполагавшейся ранее трёхроликовой, добавив к ней поддерживающий ролик и вторую каретку той же конструкции. Получилась эдакая машинка-трансформер, при установленных пяти роликах используется для правки полосы, а если вынуть одну каретку и поддерживающий ролик, становится простой гибочной машинкой.


Вторая часть опупеи имеет счастливый конец - изготовленная по новым чертежам машинка заработала сразу же, причём так, как и задумывалось. Сначала затянул винт на первой каретке до упора - полоса упёрлась и не пошла, как и в первом варианте. Немудрено, радиус гиба при полностью зажатой каретке тот же. Чтоб полоса нормально зашла, оказалось достаточно повернуть винт буквально на пару оборотов назад. На пробу пропустил через машинку кривой обрезок, получил на выходе ровно изогнутый по дуге. Не знаю, почему, но полоса наиболее корявая на концах, когда стрингеры подгонял, для обрезки выбирал самый кривой конец, вот эти обрезки и остались. Для получения прямой полосы немного подкрутил винт на второй каретке. Вот и всё, теперь только крути ручку, причём крутится она довольно легко - ведущий вал тоже переделал под подшипники, ещё бы он легко не крутился.

При работе обнаружилось ещё одно преимущество машинки над молотком, кроме скорости и качества - при прокатке с полосы осыпается прокатная окалина. Изготовленные стрингеры, пролежавшие неделю под открытым небом, из-за окалины даже не заржавели, прокатанные же взялись ржавчиной на следующее утро всего лишь после росы. В общем и целом, машинка себя оправдала, ни в коей мере не жалею, что сделал.


Design & Copyright by Xenos WIGHT, 2009 - 2012
Копирование материалов сайта без указания источника разрешается
исключительно пациентам психиатрических больниц закрытого типа
после предъявления соответствующей справки.
В любом другом случае ссылка на источник обязательна.