Выбор проекта


С материалом я уже определился, следующим этапом стало определение конкретных требований к проекту. Во-первых, никакого спорта, никаких гонок, формул, баллов и прочей аналогичной лабуды - никакого смысла для себя в каких-либо соревнованиях не вижу. На первом месте для меня безопасность, на втором комфорт, а уже на третьем скорость. Все три характеристики сильно зависят от первой и главной характеристики яхты - размера. Главным оценочным фактором размера является длина корпуса - недаром её выносят в название проекта. Соотношение длины и ширины на большинстве яхт одинаковой длины более-менее постоянно. Какая же длина мне нужна?

Проекты стальных яхт начинаются примерно от длины 8 метров. Ограничение, можно сказать, объективное - не получается уменьшить толщину обшивки, ибо тонкая стальная обшивка гнётся, мнётся, плохо держит форму и сложнее сваривается. То есть, скажем, яхту в пять метров длиной придётся сваривать из листа почти такой же толщины, как и десятиметровую. Если уменьшать толщину металла, то для сохранения формы корпуса придётся чаще ставить шпангоуты или стрингеры - опять увеличение веса. Можно чуть схитрить и добиться жёсткости за счёт формы - например, изогнуть металл - по радиусу или продольными зигами. Зиговка (при штамповке) применяется на металлических корпусах промышленной постройки, для нанесения зигов на корпусные листы потребуется оборудование, которое стоит больше готового корпуса (одна пресс-форма чего стоит). Радиусы можно сделать и без штамповки, простой трёхроликовой машинкой, но потом придётся достаточно долго складывать из них мозаику (про сварку вообще молчу). В общем, чем тоньше металл, тем больше с ним проблем. Остановился на минимальной толщине обшивки 3 мм. При такой обшивке нижний предел по длине - 8 метров. Верхний - 10 метров, слишком большая яхта может оказаться неподъёмной по деньгам и по времени.

Самая доступная технология постройки из стали такая же как и из фанеры - обшивка набора листами, разворачивающимися на плоскость. Привлекает тем, что требует только резки и сварки. Минус - корпус получается угловатым, что не есть хорошо ни для глаза, ни для жёсткости. Самый простой вариант - "шарпи" с одной скулой. Примечательны как тем, что их проще всего строить, так и тем, что в море на них лучше не выходить. Более сложный вариант - многоскулые "гранёные" корпуса. Больше резки и сварки, но и форма приличнее, и мореходность намного лучше. Если так уж хочется формы, можно как-то скруглить острые скулы - трубу вварить, например, или мозаику из радиусных кусочков. Цена красоты - увеличенное количество подгонки, резки и сварки. Следующий вариант - одна радиусная скула. Выглядит симпатичнее, чем гранёный (даже со скруглёнными скулами), но опять же, за счёт большей трудоёмкости. Главный жупел, которым пугают обладателей гранёных корпусов - снижение стоимости перепродажи. Поскольку продажа яхты не планируется, в соревновании между красотой и технологичностью с большим отрывом победила технологичность. Буду строить гранёный корпус без всяких скруглений.

Естественно, хотелось проект получше и подешевле - в идеале все чертежи с деталировками набора и развёрткой обшивки, причём в цифровом виде и бесплатно. Кое-как закатав губу обратно (плохо жить без губозакаточной машинки) начал искать среди того, что было в интернете. А было в интернете немного. Основная часть отечественных бесплатных проектов сделана в советские времена - например, те, что публиковались в журнале "Катера и яхты". Как правило, это проекты всевозможных спортивных яхт - возможно, считалось, что яхта без дальнего прицела на высокие достижения в спорте, просто для собственного удовольствия, есть буржуазный пережиток. Как помнят многие из нас, за границу в советское время пускали далеко не всякого, поэтому максимум, что могло светить самостройщику - морские территориальные воды (если кто помнит, 12 миль от берега), водохранилища или реки. Соответственными были и проекты. А опыт проектирования океанских крейсерских яхт у советских конструкторов мог наплакать разве что кот, и то если в прошлой жизни он был Чаком Норрисом. Ну незачем было в то время проектировать крейсерские яхты открытого моря. Кроме того, крупные стальные яхты (то есть такие, которые в то время считались крупными) в те времена строились в основном при каких-либо производствах (например, "Икар"), то есть по недоступным для самостройщиков технологиям. Естественно, такие проекты и не публиковались как минимум по причине невостребованости. Сейчас же все эти проекты перешли в частные руки и с большой долей вероятности стали платными. Про серийность вообще молчу - подавляющее большинство крупных стальных яхт тех лет были построены только в одном экземпляре.

Начав искать среди зарубежных проектов, наткнулся на сайт Андрея Поповича, на котором он описывал процесс строительства стальной яхты по проекту Hout Bay 40. Прочитал весь сайт, просмотрел фотографии. Технология оказалась как раз такая, какую я искал, только длина чуть больше необходимой. Смущало, правда, скругление верхней скулы, но, как оказалось, можно и не скруглять. На сайте Дикса нашёл ещё несколько проектов стальных яхт, но мне подходили только Pratique 35 и Hout Bay 40. Все остальные оказались или больше, или с радиусной скулой, без которой они превращаются в "шарпи".

Это было в 2004 году - как раз перед спуском на воду "Чавы". Окончательное решение о выборе проекта принималось через пять лет после этого. За пять лет яхта Андрея уже была испытана в походах и испытание оказалось успешным. Кроме этого, по проекту Hout Bay 40 было построено ещё какое-то количество яхт, что также могло служить индикатором успешности проекта. Но основным решающим фактором, склонившим чашу весов в пользу Hout Bay 40 стала возможность технической поддержки на русском языке (испортить что-то из-за неверного перевода термина не хотелось бы), причём со стороны человека, который САМ успешно построил яхту по ТОМУ ЖЕ проекту. Личный опыт дорогого стоит. Поэтому, даже несмотря на существенную разницу в цене, я остановился на проекте Hout Bay 40.


Design & Copyright by Xenos WIGHT, 2009 - 2012
Копирование материалов сайта без указания источника разрешается
исключительно пациентам психиатрических больниц закрытого типа
после предъявления соответствующей справки.
В любом другом случае ссылка на источник обязательна.